Автокредит в Казахстане стал нормой: уже половина машин покупается в долг. Людей привлекают акции, скидки и упрощённые условия, но за удобством может скрываться финансовая ловушка. Разбираемся, стоит ли сегодня брать машину в кредит.
По данным исследования Ассоциации финансистов Казахстана, с начала 2025 года в стране выдали автокредитов на 36% больше, чем годом ранее. Объём тоже вырос и достиг почти 500 млрд тенге. Это рекорд: теперь в стране примерно 52% кредитных машин.
Причин несколько. Банки снизили ставки до 14,8%, автосалоны устраивают акции, а требования к заёмщикам смягчились — например, временно отказались от расчёта долговой нагрузки. При этом большинство покупок приходится на машины средней ценовой категории: кредиты от 3 до 10 млн тенге сегодня оформляют почти 75% заёмщиков.
Также активно развиваются партнёрские программы между банками и дилерами. За счёт них купить автомобиль может больше людей.
Спрос растёт, но одобряют заявки всё реже — банки ужесточили проверки. Если в 2024 году одобряли почти каждую пятую заявку, то теперь только каждую шестую. Это связано с рисками: у части заёмщиков падает платёжеспособность, хотя просрочек по стране пока мало.
Кроме того, автопром не справляется с растущим спросом. В первом квартале в Казахстане выпустили всего 32 000 машин — почти вдвое меньше, чем в конце прошлого года. Это ограничивает выбор и может подтолкнуть цены вверх.
Сейчас в Казахстане собирают, в том числе Hyundai, Chevrolet и Kia. Но производство машин даже от таких популярных марок могло упасть на фоне бума популярности китайских машин. Они продаются по более низкой цене, выглядят дороже и имеют больше технологий и функций в управлении.